Факультет повышения квалификации
медицинских работников

Российский университет дружбы народов

Готовность документов (495)434-10-60
  
Приемная комиссия (495)434-67-22 (495)434-66-66
zayavka.fpkmr@rudn.university



Медицинский массаж

I. Введение

Целью обучения является получение дополнительных компетенций в области медицинского массажа для самостоятельной работы в качестве медицинской сестры по массажу, в том числе детскому.

В частности, медицинская сестра по массажу должна знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм; виды, формы и методы реабилитации; организацию и правила проведения мероприятий по реабилитации пациентов; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Кроме того, медицинская сестра по массажу должна уметь производить: лечебный массаж (классический); сегментарный массаж; точечный массаж; спортивный массаж; гигиенический массаж; косметический массаж; аппаратный массаж; пассивные и активные физические упражнения с пациентом, ЛФК

Таким образом, целью обучения является повышение уровня теоретических знаний и практических навыков медицинских сестер по массажу в соответствии с требованиями, предъявляемыми при получении и подтверждении итогового документа последипломного образования.

II. Описание тем и разделов

Раздел 1. Теоретические и практические основы биофизических методов лечения

1.1. Введение в теорию и практику массажа и лечебной физкультуры

1.1.1. Общие основы лечебной физкультуры (лекция и семинарское занятие).

Общее понятие о лечебной физической культуре, ее роль в системе лечения и реабилитации больных. Основные принципы системы лечебной физкультуры. Общие показания и противопоказания. Средства ЛФК и их классификация. Методы ЛФК и формы назначения. Организация ЛФК в условиях стационара, амбулаторных учреждений, санаторно-курортного лечения и домах отдыха. Классификация физических упражнений. Понятие о лече­нии положением, механотерапии. Особенности организации ЛФК в детских ЛПУ

1.1.2. Введение в массаж (лекция и семинарское занятие).

История возникновения и развития массажа. Понятие о массаже. Виды массажа: лечеб­ный, спортивный, гигиенический, косметический, самомассаж, их разновидности. Понятие о реабилитации. Место масса­жа в комплексном лечении и реабилитации больных. Сочетание массажа с лечебной гимнастикой и физиотерапией. Значение массажа в лечении и профилактике заболеваний у детей.

1.1.3. Правила и гигиенические основы массажа Организация труда массажиста (лекция и семинарское занятие).

Требования, предъявляемые к массажис­ту. Подготовка к массажу. Схема положений массируемого и показатели достаточного расслабления мышц. Требования к организации лечебного массажа. Правила построения процедуры и курса массажа. Массажные средства. Обору­дование рабочего места и массажного кабинета. Нормы нагруз­ки массажиста. Учет и отчетность по массажу. Нормативные документы, регламентирующие работу массажиста.

1.2. Анатомо-физиологические основы массажа.

1.2.1. Общие сведения о строении скелета (лекция).

Общие сведения о строении костной системы человека. Форма и строение костей, типы их соединений. Строение скелета. Позвоночный столб, кости верхних и нижних конечностей, туловища. Особенности формирования костной системы у детей.

1.2.2. Мышечная система человека (лекция).

Общие сведения о строении мышечной системы человека. Строение, форма и работа мышц. Мышечные группы верхних и нижних конечностей, плечевого пояса, туловища, шеи, черепа. Особенности развития мышечной системы у детей.

1.2.3. Строение сердечно-сосудистой системы (лекция).

Общие сведения о строении сосудистой системы, ее части (артериальная, венозная, лимфатическая). Особенности кровоснабжения отдельных анатомических областей. Расположение сети лимфатических узлов и путей, значение направления движения лимфы при проведении массажа.

1.2.4. Строение нервной системы, кожи (семинарское занятие).

Общие сведения о строении центральной и периферической нервной системы, ее основные функции. Понятие о вегетативной нервной системе, ее отделы, иннервация внутренних органов. Взаиморасположение органов грудной клетки и брюшной полости. Кожа, ее строение, основные функции.

1.2.5. Анатомо-топографические особенности головы, лица, шеи (семинарское занятие).

Определять, проекции костей и важнейшие костные ориентиры на поверхности. Определять, проекции и пальпировать мышцы и мышечные группы. Определять проекцию важнейших сосудов и нервов, пальпировать точки выхода нервов.

1.2.6. Анатомо-топографические особенности верхней конечности (семинарское занятие).

Определять, проекции костей и важнейшие костные ориентиры на поверхности. Определять, проекции и пальпировать мышцы и мышечные группы. Определять проекцию важнейших сосудов и нервов, пальпировать точки выхода нервов. Определять оси и объем движения в суставах.

1.2.7. Анатомо-топографические особенности нижней конечности (семинарское занятие).

Определять, проекции костей и важнейшие костные ориентиры на поверхности. Определять, проекции и пальпировать мышцы и мышечные группы. Определять проекцию важнейших сосудов и нервов, пальпировать точки выхода нервов. Определять оси и объем движения в суставах.

1.2.8. Анатомо-топографические особенности груди, спины и органов грудной полости (семинарское занятие).

Определять, проекции костей и важнейшие костные ориентиры на поверхности. Определять, проекции и пальпировать мышцы и мышечные группы. Определять проекцию важнейших сосудов и нервов, пальпировать точки выхода нервов. Определять проекции органов грудной полости на поверхности грудной клетки.

1.2.9. Анатомо-топографические особенности области живота (семинарское занятие).

Определять, проекции костей и важнейшие костные ориентиры на поверхности. Определять, проекции и пальпировать мышцы и мышечные группы. Определять проекцию важнейших сосудов и нервов, пальпировать точки выхода нервов. Определять проекции органов брюшной полости на переднюю брюшную стенку.

1.2.10. Физиологические основы массажа (лекция).

Физиологическое значение отдельных приемов механического раздражения (слабые, сильные, кратковременные и длинные). Влияние массажа на общее состояние и самочувствие. Роль кожи в физиологическом действии массажа. Общие и местные реакции. Механическое действие массажа на кожу и подкожную клетчатку. Влияние массажа на кровеносную и лимфатическую систему, значение капиллярного кровообращения. Тренирующее действие массажа на сердечно-сосудистую систему. Влияние массажа на мышцы. Повышение обменных процессов в тканях. Сравнительное действие массажа и пассивного отдыха. Влияние массажа на обмен веществ, функцию дыха­ния, диурез. Влияние массажа на опорно-двигательный аппарат, центральную и периферическую НС, желудочно-кишечный тракт. Показания и противопоказания (абсолютные и относительные) к проведению массажа.

Раздел 2. Медицинские массаж классический и его разновидности

2.1. Общая методика и техника классического массажа.

2.1.1. Приемы классического массажа (лекция и практические занятия).

Основные и вспомогательные приемы поглаживания и растирания. (Приемы поглаживания и растирания, основные и вспомогательные, классификация. Техника выполнения. Физиологическое действие. Показания к применению. Методические указания к проведению.).

Основные и вспомогательные приемы разминания и вибрации. (Основные и вспомогательные приемы разминания и вибрации, классификация. Техника выполнения.

Физиологическое действие. Показания к применению. Методические указания к проведению.).

2.1.2. Массаж отдельных частей тела (лекция и практические занятия).

Массаж верхних и нижних конечностей. (Массаж верхних конечностей. Массаж пальцев, кисти, пред­плечья плеча, суставов, дельтовидной мышцы, верхнего плечевого пояса, Методические указания. Массаж нижних конечностей Массаж пальцев, стопы, голени, бедра. Массаж суставов. Особенности массажа области ягодичных мышц. Методические указания.).

Массаж спины, груди, воротниковой зоны и живота. (Массаж поверхностных и глубоких мышц спины. Методические указания. Массаж поверхностных и глубоких мышц груди. Влияние массажа груди и спины на функцию дыхания и кровообращения. Массаж воротниковой зоны, влияние его на организм. Методические указания. Массаж передней брюшной стенки и органов брюшной полости. Методические указания.).

2.2. Виды массажа

2.2.1. Сегментарный, соединительно-тканный, периостальный массаж (лекция и практические занятия).

Понятие о законах иннервации внутренних органов. Отличие сегментарного массажа от классического. Приемы сегментарного массажа. Методические указания. Понятие о соединительно-тканном, периостальном массаже. Обоснование их применения. Показания и противопоказания. Техника массажа.

2.2.2. Точечный массаж (лекция и практические занятия).

Понятие о точечном массаже. Шиацу.

2.2.3. Спортивный массаж (лекция и практические занятия).

Понятие о спортивном массаже и его задачи. Показания и противопоказания. Классификация спортивного массажа. Массаж при некоторых видах спорта. Самомассаж и массаж при спортивных повреждениях. Технические приемы и особенности выполнения.

2.2.4. Гигиенический массаж (лекция и практические занятия).

Понятие о гигиеническом массаже, его цели, задачи. Показания и противопоказания к применению. Техника проведения. Самомассаж, показания и противопоказания к применению. Техника проведения

2.2.5. Косметический, медовый массаж (лекция и практические занятия).

Понятие о косметическом массаже, его цели, задачи. Показания и противопоказания к применению. Методические указания. Подготовка к косметическому массажу. Массажные средства. Техника проведения. Медовый массаж. Использование лечебных свойств меда в лечебном и эстетическом массаже. Показания и противопоказания. Техника выполнения медового массажа.

2.2.6. Аппаратный массаж (лекция и практические занятия).

Аппаратный массаж, как вспомогательное средство к ручному массажу. Их сочетание и раздельное применение. Преимущест­ва и недостатки аппаратного массажа. Виды массажных аппа­ратов (вибрационные, вакуумные, механические). Техника их применения. Понятие о гидромассаже. Техника проведения подводного душа-массажа. Техника безопасности при работе с массажными аппаратами. Вакуумно-рефлекторный массаж. Особенности использования апаратной и механической вакуум-терапии, банок различных конструкций. Показания и противопоказания вакуум-терапии. Особенности направления движений и техники выполнения.

Раздел 3. Техника медицинского массажа при различных патологических состояниях

3.1. Массаж при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата (лекция и практические занятия).

3.1.1. Массаж при повреждениях мягких тканей и суставов. (Понятие о травме. Периоды лечения. Показания и противопоказания к проведению массажа. Особенности выполнения различных видов массажа на этапах лечения и реабилитации больных. Массаж при повреждениях мягких тканей, связочного аппарата, суставов. Проведение массажа с учетом расстройств лимфо- и кровообращения. Особенности проведения массажа при травмах у детей.).

3.1.2. Массаж при повреждениях костей. (Характер повреждений костей показания и противопокзания к массажу. Периоды лечения переломов. Особенности проведения массажа при различных способах иммобилизации, в том числе у детей. Значение массажа и лечебной гимнастики в реабилитации больных с повреждениями костной системы.).

3.1.3. Массаж при заболеваниях суставов. (Основные клинические проявления воспалительных и обменно-дистрофических заболеваний суставов. Принципы лечения. Место и значение массажа и лечебной гимнастики в комплексном лечении и реабилитации больных. Показания и противопоказания к массажу. Особенности проведения массажа при заболеваниях суставов, в том числе у детей.).

3.1.4. Массаж при заболеваниях позвоночника. (Анатомические особенности строения различных отделов позвоночника, основные клинические проявления воспалительно-дегенеративных заболеваний позвоночника. Принципы лечения. Значение массажа и лечебной гимнастики в лечении. Показания и противопоказания к назначению различных видов массажа, особенности проведения массажа при различных заболеваниях и реабилитации больных.).

3.1.5. Массаж при нарушениях осанки и сколиотической болезни. (Понятие об осанке. Методика осмотра на выявление нарушений осанки. Классификация нарушений осанки в сагитальной и фронтальной плоскостях. Особенности проведения массажа при различных видах нарушения осанки. Понятие о сколиотической болезни. Принципы лечения. Особенности проведения массажа при различных степенях сколиотической болезни. Особенности сочетания массажа с лечебной гимнастикой при нарушениях осанки и сколиотической болезни у детей в различные периоды, меры профилактики.).

3.1.6. Массаж при лечении ортопедических заболеваний. (Понятие о плоскостопии, причины возникновения, меры профилактики. Лечение плоскостопия. Методика массажа и лечебной гимнастики. Причины возникновения и основные клинические проявления врожденной мышечной кривошеи, косолапости, врожденного вывиха бедра. Значение ранней диагностики. Принципы лечения и реабилитации детей. Особенности проведения массажа, лечебной гимнастики, лечения положением. Методические указания к проведению массажа у детей младенческого и раннего возраста.).

3.2. Массаж при заболеваниях и повреждениях ЦНС и ПНС(лекция и практические занятия).

3.2.1. Массаж при травматических повреждениях нервной системы. (Основные клинические проявления поражений центральной и периферической нервной системы при травмах. Дифференсация центральных и периферических расстройств. Принципы и периоды лечения. Значение массажа и лечебной гимнастики в комплексном лечении. Показания и противопоказания к применению массажа. Массаж при ранениях нервных стволов в разные периоды (предоперационный, после операционный, при консервативном лечении). Особенности проведения массажа у детей.).

3.2.2. Массаж при вялых параличах. (Основные клинические проявления заболеваний периферической нервной системы. Анализ состояния мышц и двигательных функций. Значение массажа и лечебной гимнастики в комплексном лечении и реабилитации больных. Особенности подготовки к массажу при вялых параличах. Роль исходных положений. Виды и методики массажа, используемые при лечении. Особенности сочетания массажа, пассивных и активных.).

3.2.3. Массаж при спастических параличах. (Основные клинические проявления поражения центральной нервной системы. Особенности состояния мышц и мышечных групп. Принципы лечения. Значение комбинированного лечения массажем, лечебной гимнастикой и положением. Задачи массажа. Показания и противопоказания. Подготовка больных к массажу. Роль исходных положений. Используемые виды массажа Осо­бенности подбора приемов массажа, в том числе у детей.).

3.2.4. Массаж при функциональных заболеваниях нервной системы. (Основные клинические проявления неврозов и неврозоподобных состояний. Значение массажа в комплексном лечении. Цели и задачи массажа. Используемые виды и методики массажа. Показания и противопоказания к применению масса­жа. Сочетание массажа с лечебной гимнастикой и другими видами лечения. Особенности проведения массажа при энурезах и других неврозах у детей.).

3.3. Массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (лекция и практические занятия).

3.3.1. Массаж при заболеваниях сердца и сердечно-сосудистой системы. (Характеристика расстройств кровообращения. Цели и задачи массажа. при ишемической болезни сердца, пороках сердца, миокардиодистрофиях, гипертони­ческой болезни, гипотонических состояниях и др. Основные понятия вегето-сосудистой дистонии как функциональные нарушения дисбаланса сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Массаж и правильность направления движений при артериальной гипотонии, гипертонической болезни . Использование и последовательность выполнения различных массажных зон в работе с гипотонией. Контроль и динамика А\Д до и после сеанса массажа при гипотонии, гипертонической болезни.

Особенности проведения различных видов массажа, в том числе у детей. Сочетание массажа с лечебной гимнастикой и другими видами лечения. Особенности проведения массажа при врожденных пороках сердца у детей).

3.3.2. Массаж при заболеваниях периферических сосудов. (Основные клинические проявления заболеваний периферических артерий и вен. Цели и задачи массажа при варикозной болезни и заболеваниях артерий. Используемые виды и методики массажа Сочетание массажа с лечебной гимнастикой и другими видами лечения.).

3.4. Массаж при заболеваниях органов дыхания (лекция и практические занятия).

Основная классификация заболеваний органов дыхания. Массаж при заболеваниях органов дыхания. Значение и задачи массажа в комплексном лечении и реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания. Показания и противопоказания к проведению массажа. Особенности проведения массажа при воспалительных заболевания органов дыхания, эмфиземе легких, бронхиаль­ной астме и др. Применение различных видов массажа и дыхательных упражнений. Использование вибрационных и ударных техник. Правила и техника массажа при заболевании бронхо-легочного дерева Сочетания массажа с лечебной гимнастикой, физиотерапевтическими процедурами. Использование ударной техники по Кузнецову, правила выполнения дыхательной гимнастики. Техника сдавления грудной клетки, положения пациента и правильность выполнения. Методика интенсивного массажа ассиметричных зон по Кузнецову (ИМАЗ) при бронхиальной астме. Особенности проведения массажа при воспалительных заболеваниях органов дыхания у младенцев и детей раннего возраста. Использование дыхательной гимнастики у детей.

3.5. Массаж при заболеваниях пищеварительных органов (лекция и практические занятия).

3.5.1. Массаж при заболеваниях желудка. (Основные клинические проявления заболеваний желудка. Задачи и особенности проведения различных видов массажа в зависимости от секреторной функции желудка, при висцероптозе. Значение массажа в комплексном лечении. Показания к массажу. Сочетания массажа с лечебной гимнастикой, физиотерапевтическими процедурами, лечением положением. Проведение массажа у детей.).

3.5.2. Массаж при заболеваниях желчевыводящих путей и кишечника. (Основные клинические проявления заболеваний желчевыводящих путей и кишечника. Задачи массажа в комплексном лечении и реабилитации больных. Используемые виды и методики массажа. Сочетания массажа с лечебной гимнастикой, физиотерапевтическими процедурами. Методика буквы «М». Правильность выполнения и техника массажа при нарушениях моторики толстого кишечника, атонии. Вздутие живота и другие состояния. Правила подготовки пациента перед массажем ЖКТ.

Особенности проведения массажа у детей.).

3.6. Массаж при нарушениях обмена веществ (лекция и практические занятия).

Основные клинические проявления нарушений обмена веществ. Задачи массажа. Показания и противопоказания к применению массажа. Особенности проведения массажа с учетом клинических проявлений, стадии заболевания и возможных осложнений. Особенности проведения массажа у детей. Значение сочетания массажа с лечебной гимнастикой, диетой и другими методами лечения.

3.7. Массаж при заболеваниях кожи (лекция и практические занятия).

Показания и противопоказания к применению мас­сажа при заболеваниях кожи. Особенности проведения различных видов массажа с учетом клинических проявлений при псориазе, экземе, склеродермии, аллопеции, себорее, и др. Использование аппаратного массажа, сочетание массажа с лечебной гимнастикой

3.8. Массаж в гинекологической практике (лекция и практические занятия).

Цели и задачи массажа при воспалительных и функциональных заболеваниях женской половой сферы, при аномалиях положения гениталий. Используемые виды массажа. Особенности проведения сегментарного, точечного массажа. Понятие о специальном гинекологическом массаже. Показания и противопоказания к проведению массажа. Сочетание массажа с лечебной гимнастикой, и другими видами лечения.

3.9. Массаж при заболеваниях мужской половой сферы (лекция и практические занятия).

Цели и задачи массажа при воспалительных и функциональных заболеваниях мужской половой сферы. Используемые виды и методики массажа. Показания и противопоказания к проведению массажа. Поня­тие о урологическом массаже. Особенности сочетания массажа с лечебной гимнастикой и другими видами лечения.

3.10. Массаж в детской практике.

3.10.1. Массаж и гимнастика детей младенческого и раннего возраста (лекция и практические занятия).

Анатомо-физиологические особенности детей младенческого и раннего возраста. Значение лечебной гимнастики и массажа в физическом воспитании. Массаж и гимнастика здоровых детей младенческого и раннего возраста. Методика проведения гимнастики и массажа с учетом физиологического формирования двигательных навыков ребенка. Гигиенические условия проведения массажа и гимнастики у детей.

3.10.2. Массаж и гимнастика при заболеваниях детей младенческого и раннего возраста (лекция и практические занятия).

Массаж как средство профилактики и лечения рахита. Гигиенические условия проведения массажа. Общий и местный массаж при рахите в различные периоды лечения. Значение и задачи массажа и лечебной гимнастики в комплексном лечении детей при гипотрофии и недоношенности. Особенности их проведения с учетом степени заболевания и формирования двигательных навыков ребенка.

3.10.3. Массаж при последствиях гипоксически-травматических повреждений нервной системы у младенцев, массаж при детском церебральном параличе (лекция и практические занятия).

Основные клинические проявления травматическо-гипоксических поражений нервной системы у детей. Понятие о детском церебральном параличе, клинические варианты. Значение ранней диагностики и своевременного назначения массажа и лечебной гимнастики в комплексном лечении. Задачи массажа и лечебной гимнастики. Особенности методик их проведения. Прогноз лечения.

Раздел 4. Основы рефлексотерапии, прикладной кинезиологии, мышечно-скелетной терапии

4.1. Основы классической рефлексотерапии. СуДжок (лекция и практические занятия).

4.1.1. Учение о системе каналов и меридианов в рефлексотерапии, теории У-син, инь-ян. Обоснование воздействия на биологически активные точки, способы их нахождения, методики воздействия.

4.1.2. Микропунктурные системы Су-Джок

4.2. Основные принципы прикладной кинезиологии и мышечно-скелетной терапии

(лекции и практические занятия).

5.2.1. Метод прикладной кинезиологии. История метода.

5.2.2. Виды прикладной кинезиологии

5.2.3.Мышечно-скелетная терапия: история метода. Принципы диагностики и лечения.

Итоговый контроль.

Итоговая аттестация в форме экзамена.

III. Методические рекомендации по реализации учебной программы

Учебная программа реализуется кафедрой биофизических методов в медицине. Раздел 1 (всего 58 ак.часов). Разделы 2-4 (всего 230 ак.часов) реализуются кафедрой биофизических методов в медицине.

Учебная программа реализуется в форме лекций, семинаров и практических занятий. Теоретическая часть курса представляет собой лекции с использованием электронных технологий (презентаций с мультимедийным слайдированием). Практические занятия проводятся в массажных кабинетах Медицинского центра ООО «МЕДЭП», ГБУЗ ДГКБ №9 им.Г.Н.Сперанского и ГБУЗ МНПЦ МРВСМ ДЗМ филиал № 4.

Получение слушателями практических навыков включает в себя осмотр пациентов, принятие решения о комплексной терапии с использованием физических факторов, выполнение процедур под контролем опытного специалиста. В результате изучения представленной программы слушатель должен:

знать:

  1. гигиенические основы массажа, оборудование кабинета массажа и рабочего места массажиста, требования к массажисту и к пациенту, нормы времени по массажу и другие нормативные документы;
  2. анатомо-топографические данные областей массажа: головы, лица, шеи, груди, спины, живота, верхних конечностей, нижних конечностей;
  3. физиологическое действие массажа, рефлекторные зоны массажа;
  4. виды и характеристики массажа лечебного (классического), сегментарного, точечного, косметического, спортивного, гигиенического, самомассажа, аппаратного массажа, гидромассажа;
  5. приемы массажа, разновидности приемов поглаживания, растирания, разминания, вибрации;
  6. технику массажа, сочетание и последовательность приемов при различных видах массажа;
  7. показания и противопоказания к применению массажа;
  8. частные методики массажа при заболеваниях и травмах спорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, болезнях обмена веществ, мочеполовых органов, кожи, в послеоперационном периоде при хирургическом лечении;
  9. особенности лечебного массажа при спастических и вялых параличах и парезах;
  10. особенности массажа у детей, массаж и физические упражнения в раннем детском возрасте;
  11. сочетание массажа с. лечебной гимнастикой, физиотерапевтическими процедурами, прикладной кинезиологией, мышечно-скелетной терапией, рефлексотерапией, методики гигиенической и лечебной гимнастики.

уметь производить:

1. лечебный массаж (классический);

2. сегментарный массаж;

3. точечный массаж;

4. спортивный массаж;

5. гигиенический массаж;

6. косметический массаж;

7. аппаратный массаж;

8. пассивные и активные физические упражнения с пациентом, ЛФК

IV. Учебно-методическое обеспечение программы

Рекомендуемая литература:

1. Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. м. Медицина, 1966. 303 с.

2. Вербов А.Ф. Азбука массажа. -М.: АСТ, 2006. -415 с.

3. Васичкин В.И. Большой справочник по массажу. Изд.АСТ, Полигон. 2013 г., 416 с.

4. Гаткин Е.Я. Напрягись! Расслабься… Техника мышечной гармонизации позвоночника и суставов. Изд. Метафора, 2012 г., 174 с.

5. Гаткин Е.Я., Аэробика для груди. Изд.ЭКСМО, 2014 г., 166 с.

6. Ерёмушкин М.А История массажа. Забытые секреты мастерства. Изд.Феникс. 2003, 105 с.

7. Ерёмушкин М.А. Медицинский массаж. Теория и практика, изд. «Наука и Техника», 2009 г.

8. Ерёмушкин М. А. Классическая техника массажа при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. – СПб.: Наука и Техника, 2010. – 224 с.

9. Ерёмушкин М.А Классическая техника массажа при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Справочное пособие. СПб.: Наука и Техника, 2010, 192 с.

10. М. А. Еремушкин, Б. В. Киржнер, А. Ю. Мочалов Мягкие мануальные техники. Постизометрическая релаксация мышц. Учебное пособие. 2 издание.2010г., 288 с.

11. Агасаров Л.Г. Руководство по рефлексотерапии.М.Арнебия, 2001 ,304 с.

Лием Т.Практика краниосакральной остеопатии.СПБ.Меридиан С,2008,504 с.

12. Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей.(под ред. Н.А.Белякова). Т.1, СПб,2005,426 с

13. Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей.(под ред. Н.А.Белякова). Т.2. СПб,2005,436 с

14. Новосельцев С.В.Введение в остеопатию.краниодиагностика и техники коррекции.СПБ.Фолиант.,2007,340 с.

15. Пак Чже Ву Суджок терапия. т.1.,М.,Суджок Академия 1999,316 с.

16. Пак Чже Ву Основные системы соответствия М.,Суджок Академия 2006.78 с.

17. Пениу Ж.,Тикса С. Мышечное напряжение. От диагностики к лечению.,М.,Медпресс,2012,358 с.

Электронные версии:

1. Ерёмушкин М. А. Классическая техника массажа при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. – СПб.: Наука и Техника, 2010. – 224 с.

2. Ерёмушкин М.А Классическая техника массажа при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Справочное пособие. СПб.: Наука и Техника, 2010, 192 с.

3. Еремушкин М. А., Киржнер Б. В., Мочалов А. Ю. Мягкие мануальные техники. Постизометрическая релаксация мышц. Учебное пособие. 2 издание.2010г., 288 с.

V. Материально-техническое обеспечение программы

Используются 2 учебных комнаты, мультимедийные проекторы, слайды, квалификационные тесты, компьютерные наборы тематических и итоговых тестов, ситуационные задачи. Учебные пособия: муляжи, таблицы, плакаты, цветные слайды, видеофильмы. Практическое обучение проводится на базе массажных кабинетов Медицинского центра ООО «МЕДЭП» (Москва, Варшавское шоссе, д. 125 стр.1), ГБУЗ ДГКБ№9 им.Г.Н.Сперанского (Москва, Шмитовский проезд д.29, строение 1) и ГБУЗ МНПЦ МРВСМ ДЗМ филиал № 4 (Москва, ул. Родниковая, д. 12, корп.1).

Вид образования

Специализация

Специальность

Сестринское дело

Кафедра

Кафедра детской хирургии и общей реабилитации

Кол-во часов

288 ак. часа

Стоимость

19000 руб.

Выпускной документ

Свидетельство о повышении квалификации государственного образца, сертификат специалиста

Другие программы по специальности

Название программы
Вид образования
Стоимость
Сестринское дело
Межкафедральные программы
Профессиональная переподготовка
Сестринское дело
576 ак. часа
57000 руб.
Трансфузиология
Кафедра госпитальной терапии с курсом клинической лабораторной диагностики
Специализация
Сестринское дело
216 ак. часа
16900 руб.
Сестринское дело в психиатрии
Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии
Специализация
Сестринское дело
216 ак. часа
20000 руб.
Сестринское дело в психиатрии (И)
Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии
Специализация
Сестринское дело
216 ак. часа
20000 руб.
Сестринское дело в наркологии
Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии
Специализация
Сестринское дело
216 ак. часа
21000 руб.
Сестринское дело в психиатрии
Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии
Усовершенствование
Сестринское дело
144 ак. часа
17000 руб.
Сестринское дело в психиатрии (И)
Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии
Усовершенствование
Сестринское дело
144 ак. часа
15000 руб.
Сестринское дело в наркологии
Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии
Усовершенствование
Сестринское дело
144 ак. часа
18000 руб.
Сестринское дело в стоматологии
Кафедра стоматологии и челюстно-лицевой хирургии
Усовершенствование
Сестринское дело
144 ак. часа
10000 руб.
Сестринское дело в хирургии
Кафедра стоматологии и челюстно-лицевой хирургии
Усовершенствование
Сестринское дело
144 ак. часа
11500 руб.
Сестринское дело в централизованном стерилизационном отделении
Кафедра сестринского дела
Тематическое усовершенствование
Сестринское дело
72 ак. часа
12900 руб.
Сестринский уход за больными
Кафедра сестринского дела
Тематическое усовершенствование
Сестринское дело
72 ак. часа
12900 руб.
Трансфузиология
Кафедра сестринского дела
Специализация
Сестринское дело
216 ак. часа
19900 руб.
Трансфузиология
Кафедра сестринского дела
Усовершенствование
Сестринское дело
144 ак. часа
14900 руб.
Современные аспекты управления, экономики здравоохранения (для фельдшеров)
Кафедра сестринского дела
Усовершенствование
Сестринское дело
144 ак. часа
14900 руб.
Сестринское дело при инфекциях
Кафедра сестринского дела
Усовершенствование
Сестринское дело
144 ак. часа
14900 руб.
Сестринское дело во фтизиатрии
Кафедра сестринского дела
Специализация
Сестринское дело
216 ак. часа
19900 руб.
Сестринское дело во фтизиатрии
Кафедра сестринского дела
Усовершенствование
Сестринское дело
144 ак. часа
14900 руб.
Сестринское дело в эндокринологии
Кафедра сестринского дела
Усовершенствование
Сестринское дело
144 ак. часа
14900 руб.
Сестринское дело в урологии
Кафедра сестринского дела
Усовершенствование
Сестринское дело
144 ак. часа
14900 руб.
Вернуться к списку программ
ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРСЫ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПОСТУПАЮЩИМ

Предоставляет ли Университет общежитие иногородним слушателям?

Предоставлением конкретных мест в общежитиях Университета занимается Управление комплексного обслуживания проживающих (УКОП). Начальник управления Завадский Александр Иванович – тел. 787 3803 - доб 1599

Как я могу записаться к вам на курсы?

Как записаться на образовательные программы факультета Вы сможете узнать в разделе нашего сайта "Как записаться на курсы"

Все консультации

Запись на курсы

Закрыть
 
Фамилия Имя Отчество
E-mail
Телефон
Город
Вид образования: проф. переподготовка (более 500 ак.ч.), повышение квалификации (менее 500 ак.ч.)
Выбранная учебная программа: (из перечня программ на сайте ФПКМР)
Выбранная кафедра: (из перечня кафедр на сайте ФПКМР)
Диплом об основном профессиональном образовании: (специальность, квалификация, год получения)
Удостоверение об окончании интернатуры или ординатуры: (специальность, год получения)
Диплом о профессиональной переподготовке: (название программы, год получения)
Свидетельство о повышении квалификации: (название программы, год получения)
Сертификат специалиста: (специальность, год получения/продления)
Непрерывный стаж в должностях по профилю учебной программы (полных лет)
Перерыв стажа в должностях по профилю учебной программы (полных лет)
Комментарии
Нажимая кнопку «Подать заявку», я подтверждаю свое согласие с условиями настоящей Политики и даю свое согласие на обработку персональных данных.
Обновить капчу

Анкета предварительной записи на образовательные программы

Яндекс.Метрика